«Выстаивайте молитву и выплачивайте обязательную милостыню (закят)» (2:83) - «Намаз оқыңдар, Зекет беріңдер...» (2:83)    «Сказал Всевышний: Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха (джихада) и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый. (сура “ат-Тауба”, 60)» - «Шын мәнінде садақалар (Зекеттер) кедей-кепшіктерғе, түгі жоқ міскіндерге, Зекетті жинауға тағайындалған адамдарға, көңілдері жібітілуі мақсат етілгендерге (жаңа Мұсылмандарға),құлдарды азат етуге, қарызға батқандарға,Аллаһ жолына және қиналған жолаушыларға берілуі Аллаһ тарапынан парыз етілді» («Тәубә», 60-аят)
Звоните: 8 (775) 417 19 12 | 8 (775) 622 51 70 | 8 (717) 223 61 89
Отчет "Всем миром на квартиру" Счет QIWI 178 417,99 тг Наличными в бухгалтерии фонда «Зекет» сумма сбора составляет – 259 300 тенге

О Зекете

Одно из пяти предписанных обязательств Ислама - Закят

Всеславный и Всемогущий Творец всего сущего Аллах посредством избранного посланника Мухаммада (с.а.с.) закрепил для мусульман их обязанности. Одним из таких краеугольных камней является  Закят.

В Исламе слово «Закят» имеет следующее значения как: умножаться, расти, благодать, очищение, обилие, благодарность за милость.

Терминологическое значение слова «Закят» представляет собой бескорыстное пожертвование в виде помощи, определённой доли обладателем имущества, достигшее определённой меры один раз в год, ради довольства Аллаха, нуждающимся в обществе людям.

Закят – одно из предрисанных обязательств Ислама. Свидетельство тому хадис, приведённый Абдуллахом ибн Умаром, где Пророк (с.а.с.) сказал: «Ислам основан на пяти столпах: свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад Его раб и посланник, чтение намаза, выплата закята, паломничество и пост в месяц Рамадан». 9(1. Бухари).

Закят — не только материальная помощь, но в первую очередь это поклонение, возложенное на мусульманина.

Хадис Пророка (с.а.с.): «Охраняйте ваши имущества закятом, лечите болезни милостыней, запасайтесь мольбами против бед», также говорит о многом. (2. Ат-Табарани)

Польза закята мусульманину приведена ниже

Закят является причиной увеличения богатства, так как посредством него определённая сумма попадает в руки нуждающихся, что, в свою очередь, приводит к росту экономики и торговли. Всевышний Аллах изрёк: «…Он возместит всё, что бы вы ни израсходовали…» (Саба, 39).

Этот вид поклонения является самым лучшим, если не считать намаза. Аллах в Коране обещал Рай и милость тем из рабов, которые повиновались и сторонились запретного. Одним из таких повелении, беспорно, является – закят. Вместе с этим, как гласит Коран, закят – причина прощения грехов: «Бери с их имущества садака (закят), чтобы их имущество приубавилось, а сами очистились от грехов» (Тауба,103).

Закят сохраняя человека от надменности, жадности и алчности, воспитывает в нём такие качества, как милосердие, щедрость и великодушие.

Закят – один из путей ведущих к счастью. Пророк (с.а.с.) словами: «Закят – мост Ислама» (3.Хайсами, Маджмауззауайд) как бы призывает разделённых в социальной жизни богатых и бедных с помощью закята к одному дастархану.

Закят оберегает от бед, несчастья и болезней. Являясь причиной благословения, не допускает пустую растрату и исчезновение имущества. Пророк (с.а.с.) сказал: «Милостыня не сокращает имущество» (4.Ат-Табарани).

Закят является преградой для распространения таких преступлений в обществе, какворовство, мошенничество, грабежи и убийства. Обеспечивая нуждающихся людей достаточными средствами для выживания такими дозволенными путями как закят, вышеназванные деяния получат тенденцию уменьшения. Как ранее сообщалось, Пророк (с.а.с.) сказал: «Охраняйте свои имущества закятом…». (ат-Табарани).

Проклятый сатана наущает человеку слова: «Если дашь закят – обеднеешь». На самом деле, закят причина не уменьшения нашего богатства, а напротив, его увеличения. Коран так разъясняет эту истину: «Сатана устрашает вас бедностью и повелевает творить плохое. Аллах обещает вам прощение …..» (Бакара,268), «Аллах уничтожает ростовщичество, увеличивает милостыню» (Бакара,276).

Выплатившего закят человека овладевает радость и наслаждение. То, что на западе людям , подвергшимся духовной деградации из-за сильной привязанности к метериальным ценностям, психологи советуют помагать нуждающимся, заставляет задуматься. За каждое благодеяние Всесышний тут же дает почувствовать сердцу духовное наслаждение, и его не заменить никакими мирскими благами.

Ислам заботится не только о благополучии одного человека, а процветании и развитии общества, народа. Создавая, тем самым, Посредством этого создаёт условия для совершенствования личности. Безусловно, Всевышний даёт имущество людям на временное пользование. Поэтому, обладатель такого богатства обязан использовать его во благо себе и другим.

Закят является частью жизни каждого мусульманина и общества.

В целом, единственным источником всех правил и принципов мусульманина, беспорно, являются Коран и Сунна. Точно так же надо воспринимать закят, как одного из предписанных обязательств Ислама на основе Корана и хадисов Пророка (с.а.с.).

Тот кто не примет закят как обязанность, выйдет из Ислама. Ну, а кто примет его как обязанность, но не выполнит, совершит грех.

Садака Фитр

Термин «Садака фитр» — милостыня, раздаваемая нуждающимся в связи с «идуль-фитр» (праздник разговения), символизирующее празднование окончания поста.

Обязательность садака фитр.

Фитр обязателен для всех свободных от долгов и в ясном уме мусульман. Его обязательность подтверждается словами, сказанными по поводу окончания поста: «Все, кто бы ни был, ребенок, совершеннолетний пусть раздаст нуждающимся половину (саа) зерна или один (саа) проса или ячменя». Эти слова Пророка (с.а.с.) обязывают нас к великодушию. 1 саа равняется примерно 2245 граммам

Условия обязательности садака фитр.

Раздача садака фитр (в размере указанной выше) обязательна для имеющих возможность, так как, Ибн Амир сообщил, что Пророк (с.а.с.) обязал садака фитр для всего человечества.

Каждый обязан раздать садака фитр за своих детей, потому что он является покровителем, а также на нем лежит ответственность за их пропитание.

Размер и время выплаты садака фитр.

О размере садака фитр и разрешенные в качестве выплаты вещи:

Если садака фитр выдается в виде зерна, муки или высохших плодов, и с них выдается половина саа фиников или ячменя, то выплачивается в размере одного саа.

Если садака фитр выплачивается в виде муки или отходов ячменя и зерна, то правильней взять их стоимость. Например, если используется половина саа зерна, она эквивалентна пол саа муки. Требуемый размер зерна или муки: 1кг 459 г или его стоимость; изюм 2кг 918 г или его стоимость. При выплате садака фитр хлебом выплачивается его стоимость.

При раздаче садака фитр отдастся предпочтение муке, чем зерну, и деньгам чем муке, так как деньги в более полном объеме чем мука обеспечивают человека, в свою очередь, мука более быстрее чем зерно, обеспечивает пропитанием. Потому что, для употребления в пищу зерна требуется его переработка на мельнице.

Стоимости перечисленных выше товаров во времена Пророка (с.а.с.) были близки друг к другу. Сейчас же, разница между ними велика, к тому же цена отличается в зависимости от региона. Поэтому, в качестве размера садака фитр предпочтительней взять меру достаточную, чтобы досыта накормить нуждающегося утром и вечером.

Условия, при которых выплата закята обязательна

Теперь переходим к тому, что заключили богословы на основе Сунны Пророка.

Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в совокупности равно стоимости 84,8 г золота.

К примеру, по состоянию на 2016 год, нисаб составляет … тенге. Сумма закята в этом случае равняется …. тенге.

Кто платит закят, а кто — нет

В случае, когда человек является должником, что не позволяет ему иметь упомянутую сумму, или не имеет минимальных условий для нормальной жизнедеятельности (собственного жилья, минимального количества мебели, самой необходимой одежды и т. д.) и откладывает деньги для их приобретения, то он не обязан выплачивать закят.

Закят не выплачивается с личного имущества (с квартиры, машины, дачи, оргтехники и т. п.), а также с драгоценных камней и металлов (кроме золота и серебра).

Что касается золотых и серебряных украшений, то мнения о выплате закята с них следующие:

— ханафитские богословы утверждают, что закят выплачивается ежегодно со всех форм золота и серебра, независимо от того, лом это (бесформенное золото, слитки) или драгоценности, используется это или хранится без использования;

— богословы ханбалитского и шафиитского мазхабов считают, что если хозяева пользуются золотом или серебром, то закят с них не выплачивается. Если же хранят без применения или ношения, то раз в год выплата с них закята обязательна;

— богословы маликитского мазхаба утверждают, что если украшения используются хозяевами, то закят с них не выплачивается. Если же золотые или серебряные украшения хранятся в качестве материальных ценностей для использования в случае необходимости (в трудных финансовых ситуациях) или есть намерение использовать их в последующем (например, в качестве приданого дочерям или подарка невесте), то закят с них выплачивается ежегодно.

Закят не выплачивается близким родственникам:

отцу и матери, деду и бабушке, прадеду и прабабушке, сыну и дочке, внуку и внучке, правнукам и правнучкам. Также нельзя выплачивать закят жене. Всем остальным родственникам можно и даже предпочтительно выплачивать закят, если они относятся к вышеупомянутым в аяте категориям людей. При выплате закята родственникам лучше придерживаться следующей последовательности: братьям, сестрам, племянникам, дядям по матери, тетям по матери, затем их детям (двоюродным братьям, сестрам) и т. д.

Важно помнить, что люди, которые (1) располагают минимальными средствами для существования (собственным жильем, самыми необходимыми предметами быта и т. д.) и, (2) не включая ежемесячные расходы, обладают нисабом (то, что составляет стоимость 84,8 г золота), не имеют права получать закятные деньги, относя себя к первым двум вышеперечисленным категориям, а, наоборот, сами должны выплачивать закят.

Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята 1 раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды — офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается.

Те, кто имеют собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых и драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада — пятая часть». «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», — прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда, а также известный богослов нашего времени Юсуф аль-Кардави.

Выплачивается закят и с урожая:

«… Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Всевышний не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

«Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оговорил: «Не выплачивается закят с золота, пока вес его не будет равен двадцати мискалям». См., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 2. С. 410. Один мискаль, применительно к золоту, равен 4,24 г, что дает в результате 84,8 г. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 404.} (нисаб) и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с общей суммы выплачивается 2,5% закята {Пример: с того момента, как в бюджете человека или семьи накопилась сумма, эквивалентная 84,8 г золота, начинается отсчет года. Например, 1 июля 2012 года была отложена такая сумма (эквивалент 84,8 г золота). Это фиксируется и на год забывается. Через год (1 июля 2013 года) подсчитывается итог откладывавшихся сбережений. Предположим, сумма возросла до 10 000 евро, тогда с нее платится закят, то есть 250 евро. Еще через год накопилось 100 000 евро (да пожелает Всевышний и большего), значит, размер выплат составит 2500 евро. И так далее».

Выплата закята является одним из столпов ислама.

Закят выплачивается в размере 2,5 процента от состояния человека, превышающего размер нисаба. Нисаб, равный стоимости 84,8 грамм золота – это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят. На 26 мая 2016 года, по данным Национального банка РК, учетная стоимость одного грамма золота составила тенге, и нисаб равняется тенге  (84,8 г золота).

Закят выплачивается с золота, серебра, наличных денег, инвестиций, доходов от бизнеса и сдачи в аренду, а также предназначенных для продажи товаров, акций, ценных бумаг и облигаций.

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине этот мир как сладкий плод, тот кто получит его будучи щедрым, то он будет для него питательным и благодатным,…» (1.Бухари)

В одном из хадисов Пророк (с.а.с.) ответил попросившему у него закят: «Всевышний Аллах сам распределил места закята, не довольствовавшись ни мной, ни другим. Разделил его на восемь групп. Если ты входишь в одну из этих групп, то я дам, что тебе полагается». Да, на самом деле Аллах сам разъясняет места распределения закята: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха», (Тауба,60).

 

Восемь групп, перечисленные в аяте:

  1. Бедняки. Бедняками считаются люди, не обладающие имуществом достигающим нисаба.
  2. Нищие. Нищие — ничем не обладающие люди. Положение этих хуже, чем у бедняков. Аллах в Коране сказал: «…или приникшего к земле бедняка» (аль-Баляд,16). Здесь говорится о тех, кто от сильной нужды «приникает к земле» и просящих для себя еду и одежду у людей.
  3. Те, кто занимается сбором, хранением и распределением закята. Их состоятельность не является преградой для получения доли закята в виде заработной платы в соответствии с их обязанностями.
  4. Муәллафатул-қулууб. Пророк (с.а.с.) выделял определённую долю и тем, кто принял Ислам, и их вера ещё не окрепла, и даже тем, кто ещё не принял Ислам, для того, чтобы смягчить их сердца. Во времена же Халифа Умара, закят, выдаваемый этому типу людей, был приостановлен. Главной причиной этому послужило распространение Ислама и его укрепление. Но, учитывая ветвы некоторых учёных, при необходимости можно выдавать закят этому типу людей.
  5. Рабы. Выплачивается закят для освобождения рабов от рабства. Что является вкладом религии Ислам в его искоренение. К сведению: в нынешнее время в виду отсутствия рабов, учёные разрешили добавить этот пункт к шестому.
  6. Должники. Люди, не обладающие имуществом, достигающего нисаба или не имеющие возможности вернуть данные ими в долг средства, входят в группу «должников». Предпочтительнее дать закят должнику, чем бедняку, так как выплата долга для должника является главной обязанностью.
  7. Те, кто на пути Аллаха. В эту группу входят ищущие знания ради довольства Всевышнего (студенты медресе и духовных учреждений), люди, работающие не покладая рук во благо общества, воспитывающие у молодёжи такие качества, как вера, благородство и справедливость.
  8. Путники, лишённые средств. В эту группу входят люди, имеющие средства у себя на Родине, т.е. им выплачивается закят несмотря на их богатство (паломники, ищущие знания и т.п.).

Уважаемый посетитель сайта. Для того, чтобы правильно рассчитать свой зекет (годовой налог ) вы можете обратиться за консультацией к религиозному эксперту при фонде «Зекет» Багзату Акжолову по телефону: +7775 990 99 88 или написать на нашу почту: zeketastana@mail.ru